«Калигула» Явора Гырдева. Варненский Драматический театр / La Rose Des Vents. Scene Nationale Lille-Villeneuve d’Ascq Жизнь как насилие
ps5
«Калигула» Явора Гырдева. Варненский Драматический театр / La Rose Des Vents. Scene Nationale Lille-Villeneuve d’Ascq
Опубликовано: 19 декабря 2008 | Варна
У болгарского режиссера Явора Гырдева есть театральная машина.
Ее экипаж составляют сценограф Никола Тороманов, с которым он ставит
все, начиная со студенческих, спектакли, композитор Калин Николов и
художник Даниэла Ляхова. Этот творческий механизм без усилий
перемещается в театральном пространстве Европы, кроме Болгарии - это
Голландия, Германия и Франция. Немногие московские критики помнят десант
Гырдева, опустившийся в Москве осенью 2004-го года со сложнейшей
сценографической установкой «Человека-Подушки» Мартина МакДоны. Недавно к
экипажу присоединился ныне филадельфийский автор и культуролог
Владислав Тодоров и, при участии прекрасного оператора Эмила Христова --
единственного профессионала кино -- махина произвела фильм
«Дзифт» в жанре неонуар, сходу овладевший «Серебрянным Георгием»
Московского кинофестиваля в 2008-м году. Театральной базой этой
творческой группы с 2001-го года остается портовый город Варна, откуда
премьеры Гырдева регулярно начинают свой путь в репертуары театров и
афиши фестивалей Европы.
Posterus
В
Варненском драматическом театре Гырдев сделал и свою последнюю работу --
«Калигулу» Альбера Камю. Калигула (31 августа 12 г. - 24 января 41 г.) -
цезарь, призванный во власть как наследник добродетелей своего отца,
способный восстановить блеск империи, но втянувший ее в воронку
чудовищных злодеяний, пышных торжеств и кровосмесительных оргий.
Альбер
Камю написал свою пьесу в 1938 году по мотивам исторической биографии
Светония. Парижская публика первой увидела Калигулу в освобожденном
городе в исполнении Филипа Жерара в 1945-м году, с готовностью приняв
приглашение к размышлению о парадоксальной анатомии тирании.
Режиссер
Гырдев использует насилие как стержень формы и содержания каждой своей
работы в театре и кино. Его интерес к возможностям этих форм и
содержаний настолько полон, насколько полно они существуют в
драматургии. Эта территория обозначена текстами Федора Достоевского и
Жана Жене, Хайнера Мюллера и Питера Вейса, Уильяма Шекспира и Фридриха
Дюрренматта, Мартина Макдоны и Альбера Камю, Людмилы Петрушевской и
Георгия Тенева. По словам Гырдева, как философские конструкты его работы
«говорят между собой», однако на уровне эстетики они крайне
разнообразны и едва сопоставимы. Насилие служит телом для режиссерской
аутопсии и в «Калигуле». Хотя этот спектакль -- об истории и
манипулятивных стратегиях политического лидера, на уровне философском --
он о фундаментальности насилия, как среды, порожденной языком (в
терминах словенца Славоя Жижека).
«Калигула» Гырдева говорит о неизбежности насилия для человека, тронутого властью, насилия, проявляющегося как социальная чудовищность, при которой отрицается склонность субъекта к добродетели.
В спектакле эта фундаментальность решена придачей Калигуле специфической человеческой сути в жанре экзистенциального панка.
Сценическое
пространство, которое включает места для публики, в сценографии Николы
Тороманова напоминает арену Колизея. Сцена населена
гладиаторами-участниками-слугами экспериментов Калигулы. Как и в начале
эры актеры играют, а публика ликует в Колизее. Актеры одеты в военную
форму, которая может относиться и к формам Второй мировой войны, и к
самым последним стилям милитари-фэшн. Калигула в выразительном
исполнении молодого актера Димо Алексиева пользуется привилегией
одеваться произвольно по «своему» вкусу. Его костюм, особенно в сцене
«танца Венеры», решен в стиле унисекс с элементами гей-моды. Танец
Венеры происходит в бассейне, который позже превращается в круглый
рыцарский стол. Под струями воды тело Калигулы извивается как змий
вокруг тел слуг. Оно скользит по полу, движения самопровозгласившегося
божества становятся неконтролируемыми (хореографы Станислав Геннадиев и
Виолета Витанова).
Исполнение
варненских актеров в режиссуре Явора Гырдева обычно решается
лаконично-минималистическими средствами. В «Марат/Cаде»* актеры
преобразуются в медийные проекции своих персонажей. В «Калигуле» актеры
следуют жесткой причинно-следственной линии в духе психологического
театра. В «Марат/Cаде» голое тело приносилось в жертву революционным
стремлениям, в то время как в «Калигуле» -- это кусок мяса, которое
питается, дышит, производит экскременты, но не вызывает никакой чувства
или любви.
Работа
Даниелы Викторовой, Николы Мутафова, Михаила Мутафова, Симеона
Лютакова, Владислава Виолинова, Пламена Димитрова, Герганы Христовой,
Росицы Дичевой и особенно Стояна Радэва в роли Геликона, отражает суть
государства, выводящего страх и подчинение в ранг добродетели.
«Калигула» в переносном и прямом смыслах (музыка Калина Николова) звучит
как drum'n'base, исполнители которого принимают экстази для
того, чтобы уцелеть. В этом шоу Калигула - ди-джей, который производит
электронный ремикс из судеб людей. Осознавая рискованность своей игры,
он предчувствует свою насильственную смерть, но продолжает ее в азарте.
Жизнь для Калигулы - это толчок по пути к самоуничтожению.
Сюжетная
парабола спектакля отвечает затуханию болгарской надежды вернуть
народный кредит, выданный под обещание демократических перемен. Как
философия он вскрывает механику прихода общества к фазе
экзистенциального панка.
* «Mарат/Сад» Вейса, режиссер Явор Гырдев, 2003 год, Драматический Театр города Варна
© Симеон Лютаков
© Симеон Лютаков
«Калигула» Гырдева говорит о неизбежности насилия для человека, тронутого властью, насилия, проявляющегося как социальная чудовищность, при которой отрицается склонность субъекта к добродетели.
© Симеон Лютаков
Явор
Гырдев: «Сознательно покушаться на систему, будучи ее главой,
самоутверждаться путем самоуничтожения, использовать противоречия как
доказательство, находить смысл, освобождая от смысла - это
экзистенциальный панк».
© Симеон Лютаков
© Симеон Лютаков
© Симеон Лютаков
© Симеон Лютаков
* «Mарат/Сад» Вейса, режиссер Явор Гырдев, 2003 год, Драматический Театр города Варна